Определение йоги в йога сутрах Патанджали звучит как:

Йога читта вритти ниродху
 «…йога это – блокирование типовых проявлений сознания…».

Так это трактует Свами Сатьянанда Сарасвати.

В трактовке же Вивекананды это звучит как «…Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти)…»

Согласитесь, процессы описываются несколько разные. Хотя и ведут к одной цели, новичку, взявшему читать сутры — это будет не очевидно.

Шри Кришнамачарья предлагает рассматривать йогу как «…способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь…» И комментирует: «…Объект наблюдения может быть, как внешним по отношению к нам, так и внутренним – частью нас самих. Но это может быть и область интересов, концепция или что-то, находящееся выше уровня человеческих ощущений, скажем, Бог…». Интересно, что он добавляет в определение объект и затем акцентирует на этом внимание при помощи комментариев.

В разных переводах трактовки определений могут также несколько отличаться, хотя и не очень значительно.
Возьмем, что определений этих трех прославленных авторитетов в данной трактовке будет достаточно для раскрытия понятия йоги в йога сутрах.

1.1. Разбор определений
  
Из перевода не очевидно, но, похоже, Шри Кришнамачарья трактует читту как разум. А чита вритти, что совершенно очевидно, тут трактуются как проявления разума. Ниродха раскрывается, как способность не отвлекаться при направлении разума на выбранный объект, на прочие проявления этого разума.

Вивекананда в своих комментариях пошел дальше. «…Итак, во-первых, есть инструмент, затем орган и, в-третьих, сознание, соединенное с этими двумя. Сознание вбирает в себя впечатление глубже и передает его определяющей способности – Буддхи, которая реагирует, и вместе с этой реакцией возникает идея о своем “Я”.

Впечатление и реакция представляются затем Пуруше, настоящей душе, которая в этом соединении и воспринимает предмет. Органы (Индрии) вместе с сознанием (Манас), определяющей способностью (Буддхи) и сознанием своего “Я” (Ахамкара) образуют группу, называемую Антахкарана (внутреннее орудие). Они суть только различные процессы в материи сознания, называемой Чита…»  Т.е. по сути читта это разум, состоящий из материи и имеющий реальное физическое отображение. «…Волны мысли в Читте называются Вритти…»  Здесь Вивекананда рассматривает разум как что-то статичное и лишь под воздействием внешних причин в нем возникают колебания – вритти. Слову ниродха он отводит процессу – «удержания читты от влияния вритти», по сути, описывая «состояние ниродха», а не используя слово в качестве глагола.Свами Сатьянанда Сарасвати характеризует читту как индивидуальное сознание, а вритти как его типовые проявления, возникающие подобно кругам от камня, брошенного в воду.Ниродха здесь раскрывается как «блокирование».

Но не блокирование желаний, страстей и эмоций по отдельности каждого. А блокирование типовых потоков сознания, благодаря которым разум неспокоен и порождает желания, эмоции и страсти снова и снова. Полное блокирование этих потоков и сохранение разума неподверженным влиянию вритти, есть йога.

Фактически речь идет о блокировании шаблонных проявлений сознания. Далее подробно описываются типы вритти, которые предлагается блокировать, удерживать или не отвлекаться на них. У всех трех авторов описание типов более-менее схожи. На отличиях в разных трактовках, в этой работе останавливаться не будем.

Вкратце их коснемся.

1.2. Типы вритти

Прамана – правильное знание. Это прямое познание (на основании чувственного опыта), выводы на основе опыта, а также свидетельство тех, кто обладает правильным знанием и умеет передать его другому человеку.

Випарьяя – заблуждение. В случае если фокус с праманой не удался, правильное знание становиться заблуждением. Т.е. факт, вывод или свидетельство несли в себе ошибку, были ложными и отсюда человек попал в заблуждение.

Викальпа – постижение объекта только на словах. Даже если объект и не существует в действительности. Например, фантазия, идея – что-то не материальное, обладающее способностью захватывать и привлекать к себе умы людей.

Или же так «…Произнесено слово, и мы, не дав себе времени обсудить его истинное значение, немедленно переходим к заключению. Это признак слабости Читты. Теперь вы можете понять, в чем состоит сдержанность…».

Нидра – сон. Все сновидения являются результатом колебания читты этим типом вритти. По этому ощущению можно этот тип определить и вычленить для дальнейшей работы с ним.

Смрити – память. Свойство не упускать из ума испытанных на опыте объектов. Не важно, что послужило причиной их возникновения – правильное знание, випарьяя, викальпа или сон, если ум помнит о них он находится под действием этого типа вритти.

Исходя из написанного, может показаться, что йога предлагает не воспринимать новые факты и идеи, не видеть снов и вообще все забыть.
 
Что конечно не так. Йога предлагает контроль над всеми типовыми проявлениями сознания и свободный выбор человека, делать ли что-то конкретное под влиянием вритти, как именно делать, или же не делать вовсе.

1.3. Ниродха

Блокирование, удержание, ускользание – эти слова не отражают в полной мере значения слова. Скорее, будучи выхвачены из контекста они могут внести некоторую путаницу в его понимание.  Поэтому стоит забежать чуть вперед, чтобы дать более ясную его трактовку в связи с определениями. Это же слово встречается также в 3-ей главе в качестве названия заключительной стадии нирбиджа сомадхи.  Это состояние присутствия в отсутствии объекта. Пребывая в этом состоянии в подавлении вритти уже нет необходимости, чистое сознание продолжает быть таковым столько сколько длиться ниродха. Под воздействием практики ниродхи постепенно меняются качества самого человека – тела, ума и сознания. Они все более начинают соответствовать пуруше (наблюдателю), пока не становятся полностью ему равны. Это называется кавайлья и считается высшей точки практики йоги в йога сутрах Патанджали.С этой точки зрения определение йоги может быть раскрыто, как минимум, еще в одном смысле, – описания процесса самой практики йоги.

Далее, в 3-ей главе Йога Сутр, даются сутры по ниродха паринаме описывающие практику, которую необходимо выполнять для достижения состояния ниродха.По сути, в определении йоги заданы процесс практики и цель процесса.

1.4. Выводы

Но вернемся к началу.
 
По сути все три определения предлагают взаимодействовать с вритти определенным образом. А именно – удерживать, блокировать и не отвлекаться, что, по сути, предполагает три совершенно разных подхода к реализации практики.

Первый – блокирование всех типов вритти. Предполагает необходимость именно их локализации тем или иным способом. За счет чего акцентирует на них внимание практика. Это может сделать практику более сложной для того типа людей что легко подвержены эмоциям и не склонны к глубокому аналитическому подходу. За счет более глубокого акцентирования внимания на вритти, читта таких люди может быть более легко подвержена влиянию вритти и такого рода практикам может быть сложнее справиться с этим воздействием.Но это может быть хороший подход для людей склонных к аналитике и логике.

С другой стороны, зная второе определение можно видеть, что оба они говорят об одном и том же процессе, описывая его с разных сторон.

Второй – это удержание читты от создания образов под влиянием вритти. Подобный подход акцентирует внимание не на вритти или объекте, а на читте – чистом сознании, – фактически предлагая удерживать его целостность.
 
Это на психологическом уровне может быть сложно людям с низкой энергетикой, тем, кому привычно состояние упадка сил и депрессии. Тем, кто не умеет защищаться и легко попадает под влияние других.

С другой стороны, этот подход может быть близок, людям, уверенным в себе и не поддающимся на чужие провокации или же людям, обладающим устойчивыми духовными ориентирами.

Третий это удержание своего сознания на объекте от соскальзывания в тот или иной поток вритти. Здесь внимание практика в большей степени акцентируется на объекте и состоянии дхьяны и дхараны, а вритти предлагается фиксировать своим сознанием, но не отвлекаться на них.Подобный подход может быть полезен тому типу людей, которым проще дается созерцание. Тем, кто более спокоен от природы.

Также он может подойти тем, кто привык более полагаться на чувства и интуицию в своем выборе, но способен настраиваться на нужное состояние и заякорить его, сделав это состояние своей опорой в практике. Таким может быть состояние, соответствующее пуруше или ишваре.

Вместе с тем, существует опасность того, что ум настолько увлечется этим новым состоянием, что это превратиться в викальпу и породит идею, иллюзию некоего состояния или религиозную концепцию.

Поэтому таким людям необходимы постоянные консультации с человеком уже имеющим правильное знание в этой области, для проверки эффективности своей практики. А также необходимо четко понимать, что тот ментальный инструмент, при помощи которого было заякорено состояние, –  концепция, воспоминание или религиозное убеждение, – должен быть со временем, пропущен через «сито пяти вритти».

Конечно, не стоит воспринимать эти рекомендации как тотальное правило для всего процесса практики. Целью этих заметок было обратить внимание на то, что определенным типам людей, будет проще, входить в практику йоги принимая для себя какое-то одно конкретное, наиболее соответствующее именно этому человеку, определение того, что и как он делает. Ориентир фактически.
Не только трактовка определения, но и сами комментарии каждого из этих трех авторитетов раскрывают свойственный именно им тип практики. Это тоже стоит учитывать при подходе к собственной работе с йога сутрами.

Также можно заметить, из определения во многом видны цели йоги. Вернувшись к нему можно проверить свою ежедневную практику на соответствие реальным целям йоги и провести работу над ошибками, если потребуется.

Цели йоги в йога сутрах Патанджали

«…Совершением Самьямы над силою слона йогом приобретается соответствующая сила…»

Тезис, указанный в качестве эпиграфа не имеет отношения к целям йоги описываемой Патанджали и именно поэтому я хотел бы привлечь к нему внимание.

Значительное кол-во встреченных мною людей считали, что обретение сиддхов «сверхъестественных сил», является целью йога и результатом его практики. Тогда как это только результат, но не цель.

Считать так все равно, что поставить целью своей жизни «научиться ходить». После  пары лет практики младенец достигает этой цели, но жизнь не заканчивается, и возникают новые «вызовы».

Сиддхи появляются, как естественные возможности, сопутствующие тому состоянию, которого стремиться достичь человек. Как умение ходить у маленького ребенка, стремящегося к развитию.
 
Конечно, применение сиддхов вполне может быть гармоничной частью практики йога, а не только чем-то от чего непременно следует отказаться, чтобы не потерять цель самой йоги.

В ходе комментариев к сутрам упомянутые ранее авторитеты раскрывают значение сутр давая часто много информации о практической их реализации.  Но и овладение той или иной техникой не является целью йоги.

Также нельзя предположить, что постижение и исполнение какой-то из 8-ми ступеней является одной из целей йоги. Это задачи или инструменты необходимые на пути достижения цели.

Вкратце о них.

2.1. Восемь ступеней йоги

1. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и непринятие даров – называется Яма.
Следует воспринимать их как естественные правила и исполнять соответственно духу.  Яма – это не оторванные от жизни законы, а естественное поведение практика, потребность в котором проявляется сама собой, когда практик занимается йогой.

2. Внутреннее и наружное очищение, довольство, самообуздание, изучение и поклонение Богу составляют Нияму.
Если чуть подробнее… Очищение это – чистота тела и ума. Довольство – умение быть довольным тем, что происходит. Аскетизм – не использовать лишнего. Изучение – усердное самоизучение в процессе практики. Посвящение практики Богу – следует раскрыть подробнее.
 
Йога не ставит своей целью создание и развитие религиозных обществ, но обращение ума к мысли полного искреннего смирения перед богом, сообщает практику состояние необходимое для очищения тела и ума от загрязнений. Также дает ресурсные состояния при выполнении других частей практики. Но это состояние отлично от самадхи и со временем, чтобы достичь полного очищения его тоже следует отпустить.

Как и Яма, эта ступень также проявляется естественным образом, подводя человека к необходимости совершения выбора в каждой из этих 5 областей. Эти выборы почти, как у нас в стране, совершаются постоянно. Можно сказать, что человек, решивший осознанно соблюдать эти правила не будет в этом успешен, пока не примет их как естественный и единственно возможный вариант поведения. К слову, в политике все точно также.

3. Асана – это положение тела.

Положение тела должно быть легко и удобно.

«…Путем легкого усилия и размышления о беспредельном (положение тела становится твердым и приятным) …» (Вивекананда)
«…Пока вы не приобрели твердой посадки, вы не можете упражнять дыхание и производить прочие упражнения. Твердая посадка значит такая, при которой вы совсем не чувствуете тела; только тогда она становится твердой. При обыкновенных условиях вы найдете, что, как только просидели очень короткое время, в теле появляются разные беспокойства; но если вы возвыситесь над мыслью о конкретном теле, вы утратите всякое чувство тела, не будете чувствовать ни удовольствия, ни боли, а когда опять вернетесь к телу, оно будет чувствовать себя отдохнувшим…» (Вивекананда).

Фактически это способность расслаблять тело и ум при конкретном положении тела. В практике йоги в йога сутрах, это именно сидячее положение, принятое для дальнейшей практики дхьяны.

Однако Кришнамачарься обращает внимание на то что «…Практика асаны предполагает упражнения с телом. Если они выполняются правильно, возникает состояние собранности без напряжения и расслабление без подавленности и тяжести…»
Благодаря этим упражнениям, йогин начинает обращать внимание на дыхание.

4. Пранаяма – управление дыханием.

Используется для достижения самого простого способа управлять праной. Кроме способности вдыхать, выдыхать и задерживать дыхание сюда входит практика направления праны на внутренние или внешние предметы позволяя удалять «загрязнения» тела и ума.

«…Читта, по своей собственной природе, обладает знанием всего. Она состоит из частиц Саттвы, но покрыта частицами Раджас и Тамас, и посредством Пранаямы этот покров удаляется. Сознание становится способным к Дхаране…» (Вивекананда)

5. Пратьятхара – обуздание чувств. «…Обуздание чувств происходит, когда разум в состоянии оставаться на выбранном направлении и чувства безразличны к окружающим их объектам и безусловно следуют в направлении, контролируемом разумом…» (Кришнамачарья)

Этап жизненно необходимый для дальнейшего продвижения в практике. Без него оно невозможно. Достигается посредством практики убирания автоматического реагирования органов чувств на внутренние и внешние объекты.

Именно тут должны быть взяты под контроль эмоциональные проявления, помогающие и мешающие практике. Когда это сделано, сознание может долго сосредотачиваться в одном месте оставаясь спокойным.

6. Дхарана – концентрация.  «…Дхарана (сосредоточение) есть состояние, при котором мысль останавливается на каком-либо предмете, или в теле, или вне тела и удерживается в этом положении. …» (Вивекананда)

Это умение необходимо для перехода к Дхьяне. В ходе наблюдения за объектом, ум будет очищаться, переживая колебания вритти, пока не достигнет состояния спокойного созерцания без всяких помех. Наблюдение станет непрерывным, подобным течению в реке, в которую перестали сыпаться камни.
 
7. Дхьяна – это непрерывное течение познавания этого объекта.

Если йогину удается удержать свое внимание без помех на одном объекте долгое время, он достиг дхьяны.
 
8. Сомадхи – Когда сознание, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи.
 
«…Это – когда в созерцании отбрасываются все формы. Предположим, я созерцал книгу и постепенно успел сосредоточить на ней мысль и воспринимать только внутренние впечатления, смысл, не выраженный ни в какой форме…» (Вивекананда)

При отсутствии колебаний ума йогин начинает воспринимать объект таким, какой он есть, без привнесения каких-либо смыслов, шаблонов и обозначений, принятых разумом ранее. Так йогин познает любой предмет.

Три последние ступени составляют практику Самьямы лежащую в основе всей практики йоги по йога сутрам Патанджали. Делая ее усердно, йогин постепенно устраняет внутри себя причины вызывающие колебания вритти и проникает в суть так называемых «сверхспособностей» – сиддхов.

Самьяма и Паринама
«…Когда человек может направить свою мысль на известный предмет, установить ее на нем и удерживать там долгое время, отделив сущность предмета от внешней его части, это Самьяма, представляющая собою таким образом Дхарану, Дхиану и Самадхи, следующие одна за другою и составляющие одно. Форма предмета исчезла, и в сознании остается только его смысл…»  (Вивекананда).

Можно бы сказать, что овладение практикой самьямы – является главной целью.

Это, пожалуй, самый мощный инструмент йоги.

При помощи самьямы, практик «обжигает семена кармы» – удаляя клеши и устраняя завесу авидьи (неведения или заблуждения) – корня всех клеш, рано или поздно достигает самости.

Кармические проявления и затем клеши могут выступать в качестве объекта для самьямы.
 
В результате такой практики, мысленно-эммоциональные отпечатки постепенно растворяются в сознании. Становиться очевидна их иллюзорная природа и заблуждение, приведшее к принятию их за что-то значимое. Тогда человеку легко от них отказаться.

Возможно также, что в качестве выбор объекта для самьямы будет взято определенное ресурсное состояние более сильное чем эффект от конкретного кармического проявления, используя этот ресурс в качестве опоры для созерцания практик может устранять всплывающие в сознании кармические отпечатки и их причины.

Все, даже мельчайшие загрязнения должны быть удалены таким образом.

Но йога продолжается дальше.  По достижении при помощи этой практики, нирбиджа самадхи, – состояния, в котором внимание может быть сосредоточено без объекта, – йогин полностью овладевает главным инструментом йоги и применяет его в ниродха паринаме.

Во время выполнения практики ниродха паринамы происходит постепенное изменение читты (ума) от ее состояния до природы и характера.  Этот процесс идет параллельно с практикой самьямы.

Ум становиться более чистым, что отражается на теле, восприятии, физических и ментальных способностях.
 
Побочным эффектом этого являются сиддхи. Тогда остается немного вещей, которые могут быть познаны, так как уничтожены фильтры сознания, и суть вещей становиться видна.

Если практику продолжать дальше, это приводит к Кайвалье – полному очищению. Все свойства ума и тела изменяются соответственно пуруше (Наблюдателю).

При всех прочих, вышеуказанные авторитеты не упоминают здесь расхожие версии, что тело йогина превращается в свет или, что он становится навсегда недвижимым. Патанджали тоже об этом не пишет и вопрос что именно, в рамках информации из йога сутр, происходит с йогином при достижении Кайвальи, остается открытым.

Можно сказать, что достижение этого состояния и есть цель йоги?

Давайте вернемся к определению. «Йога читта вритти ниродху»Ранее была высказана гипотеза, что определение содержит в себе цель. Если ей следовать, то йога не является путем по достижению конечного результата. Да очищение ума, изменение ума, но в определении явно можно видеть описание процесса, а не результата.
 
Впрочем, если взять термин «ниродха», как описание того состояния, которого следует достигнуть, процесс может быть окончен достижением вполне конкретного результата – пребыванием в состоянии ниродха.
 
Ум однонаправлен, поток внимания непрерывен. Но затем это состояние вновь сменяется. И так по кругу до тех пор, пока не произойдет полное изменение всех качеств – Кайвалья.
 
«…После нескольких месяцев практики непрерывного подавления [отвлечений] вы внезапно обнаруживаете пробел. После чего вдруг [снова] появляется [некий отвлекающий] отпечаток. Его снова следует силой разрушить. Он исчезает, и автоматически снова появляется АУМ*. Каждый [раз] в момент повторного появления [отвлечения] нужно вновь пытаться его разрушить…» (Свами Сатьянанда Сарасвати).

* – символ, являвшийся первоначальным объектом для медитации.

 «…Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши всякого побуждения к действию, есть Кайвалья, или утверждение силы знания в его собственной природе…» (Вивекананда)

Будет ли это конечным этапом пути?

«…В чем же заключается конечное состояние йоги?
Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом… Это безмятежность в действиях, равно как и в бездействии. Нет смысла в обязательствах: брать ли на себя ответственность или отвергнуть ее. Три качества больше не комбинируются для разрушения личности. Она полностью осознает свое состояние чистой ясности и остается на высшем уровне на всю жизнь. Разум остается преданным слугой хозяина – Воспринимающего…» (Кришнамачарья). В этой трактовке, результат практики неразрывно связан с последующей жизнью, что предполагает дальнейший процесс. Возможно, в ходе такой жизни реализуется то, зачем душа пришла в материальный мир и/или продолжится новый виток эволюции, о котором не упоминают йога сутры?

А вот что говорит Вивеканада.

«…Задача природы окончена, эта бескорыстная задача, которую наша нежная кормилица – природа возложила на себя. Она как будто взяла ласково за руку забывшую себя душу и, показывая ей все, что происходит во Вселенной, все ее проявления, ведет ее все выше через различные тела до тех пор, пока она не вернет себе потерянный ею свет и не вспомнит свою природу. Тогда любящая мать уходит назад той же дорогой, какой пришла, за другими, также затерявшимися в безбрежной пустыне жизни, где ничто не оставляет следа. Так она трудится без начала и конца, и путем наслаждений и страданий, путем добра и зла бесконечная река душ течет в океан совершенства, самопознавания…» (Вивеканада). Результат подается как конечный, он не связан с каким-либо дальнейшим процессом, но и не отрицает его возможности.

Свами Сатьянанда Сарасвати высказывает стороннюю точку зрения, что это только часть развертывания сознания и неизвестно насколько оно еще может продолжать разворачиваться и сколько остается за пределами точки реализации.Таким образом, можно сказать, что йога -это инструмент, – способ для достижения конечного измеримого результата и сам процесс этого достижения. Но само достижение этого результата, с большой степенью вероятности не будет концом развития йогина.

«…практикой йоги уничтожаются загрязнения, пока духовное знание, восходя, не достигнет высшей точки осознания реальности…» (Свами Сатьянанда Сарасвати)

Возможно, что высшая точка, это конец пути или после этого достижения, все только, только начинается?

Вся структура постижения йоги, описанная в сутрах, говорит о непрерывном движении вперед. От одной ступени к другой, с каждым разом все больше увеличивая область познанного. Невозможно оставаясь в русле йогической практики, остановиться на одной из ступеней и сказать, «все теперь я йог 5-ого уровня и дальше расти не стану, мне этого хватит». Движение будет продолжаться все, то время что практик осознанно занимается йогой и даже все, то время что пытается ей не заниматься. До тех пор, пока она занимает место в его жизни, он постепенно, быстро или медленно двигается к кавайлье. Это может быть очень долгий путь, не на одну жизнь. Может быть быстрый и короткий. Но в любом случае он происходит и движение не остановимо.
 
Он идет к конечной цели практики, но и само движение является в потенциале этой целью. Содержит ее в себе, подобно не проросшему еще семени. Можно ли отнять одно от другого и однозначно заявить, что только процесс или только результат являются главной целью?

Оба они являются частью практики йоги, без них она невозможна. Включая в себя одно и другое, она как бы самодостаточна и декларирует цели практики в виде самой практики. Меняются результаты и техники, меняется осознание мира человеком, но остается сама практика. Как могучий поток, в котором человек однажды себя обнаружил.

Этот поток задает вектор движения и создает необходимые для движения возможности в течении всей жизни человека, сталкивая его с плодами его карм. Можно ли сказать, что цель практики йоги, сама практика йоги?
 
На мой взгляд, это наиболее близкое к действительности утверждение, которое можно извлечь из йога сутр. По обретении того или иного результата жизнь не заканчивается. И даже достигнув результатов, описанных как конечные, продолжается то ради чего человек существует и действует. Это можно рассматривать как продолжение практики. Правда, уже другой, не описанной в йога сутрах.
 
Йога, описанная здесь, задала необходимое движение, дала инструменты и возможности для их использования и со временем привела практика к конечной цели. Раз за разом она толкала его вперед, заставляла брать себя в руки и двигаться, заставляла думать и принимать решения. Использовать техники, в основе которых лежит изменение.
  
Исчезнет ли этот посыл к движению, пестуемый на протяжении жизни (или многих жизней) практика?
 
Сильно сомневаюсь. Но конечно изменится содержание, – то с чем и как работает практик.

Но этот вопрос уже вне ведения йога сутр.

Итак, в ходе этого краткого исследования поочередно были рассмотрены те задачи и методы практики, которые можно было бы считать целями, сказано несколько слов о самой практике и ее особенностях. Рассмотрены несколько определений йоги и возможные последствия их трактовки практиками.

А закончить я бы хотел одной из трактовок определения йоги из бхагавад гиты – «…йога есть совершенство в действии…».
Здесь одно невозможно без другого. Понимание и реализация этого определения – вот высшая цель йоги, открывающая бесконечный путь к совершенству и самоизучению.

Иван Пилюгин